На этот раз он затронул представителей еще одной важной экспортно-ориентированной отрасли: производителей стеклотары. С некоторыми из них наша компания сотрудничает уже на протяжении многих лет.
Сергей Соловьев, генеральный директор АО «Карго Сервис Центр», дал экспертный комментарий журналистам канала НТВ для программы «Центральное телевидение» о текущей ситуации в отрасли и прокомментировал, как в будущем ограничения могут повлиять на производство стеклотары и изменить грузовые транспортные потоки.
Стоит начать с того, что санкции больно ударили не только по нашим отечественным производителям, но и по конечным потребителям во многих странах Европы. Если говорить о стеклотаре, то это, в частности, пивоварни Германии, Бельгии, Польши, Великобритании и других европейских стран.
Дело в том, что большинство стекольных предприятий в Европе закрылись больше 10 лет назад. Отчасти так случилось из-за победного шествия пластиковых упаковок по планете, отчасти – из-за высокой энергозатратности такого производства. В любом случае, факт остается фактом: основной спрос на стеклотару в Европе в последние годы удовлетворяли поставки из России.
Сейчас из-за санкций и логистических проблем доставка значительно усложнилась, и стеклянных емкостей там катастрофически не хватает.
Наши производители, несмотря на санкции, всеми силами стараются перекрыть образовавшийся дефицит и привлекают для решения этой задачи транспортные компании.
Как известно, сейчас действует запрет на въезд в Евросоюз для российских и белорусских автоперевозчиков. Наша страна не пошла на зеркальные меры, а вот Беларусь запретила въезд на свою территорию европейским транспортным компаниям.
В результате, европейские водители не могут въехать в Беларусь, а белорусские и российские – в Европу.
Чтобы как-то решить проблему поставок, на западных границах Беларуси были созданы специальные терминалы перегрузки. Так что теперь схема доставки товаров выглядит так: российская машина доезжает до терминала, выгружает товар, а оттуда его забирает уже европейская машина. Тот же порядок действует и в обратном направлении.
Что мы в итоге имеем?
- Из-за прекращения морского сообщения с Российской Федерацией произошла переориентация на доставку наземным транспортом, а наша граница с Прибалтикой оказалась не готова к такому грузопотоку.
- Из-за введения санкционных списков процесс оформления и таможенной проверки транспортных средств на границе стал занимать больше времени.
- Новая схема доставки требует большего количества согласований, документов, посредников. И, как следствие, возросли риски задержки поставок, утери груза, недостоверного декларирования и других возможных нарушений.
- Выросли тарифы из-за отсутствия конкуренции со стороны российских перевозчиков.
Мы не сдамся, не опускаем руки и продолжаем искать законные пути, чтобы помочь клиентам доставить их груз до конечного получателя. Но уже сейчас ясно, что без переориентации производства и логистических цепочек на другие, более дружественные, рынки стабильное производство стеклотары, да и любой другой подсанкционной продукции представить уже невозможно.